Ограничение белка может менять метаболизм и замедлять старение
Все чаще на полках магазинов появляются продукты с повышенным содержанием белка — от хлопьев и кофе до протеиновой воды. Однако масштабный обзор более чем 350 научных работ, опубликованный в журнале Cell Press Blue, указывает на противоположную идею. Для большинства людей сокращение потребления белка может оказаться полезнее для здоровья и в ряде случаев способно продлевать жизнь. Авторы обзора описывают, как ограничение белка замедляет старение: оно улучшает обмен веществ, меняет реакцию клеток на питательные вещества, снижает уровень клеточных повреждений и помогает сохранять нормальную работу клеток.
Эксперты высказали следующую мысль: польза белка для роста мышц и адаптации к физическим нагрузкам бесспорна. Но поскольку большинство людей ведут малоподвижный образ жизни, они, скорее всего, потребляют больше белка, чем действительно нужно, и это может иметь негативные последствия для здоровья.
Ограничение белка отчасти имитирует эффект от снижения калорийности рациона. Уже много десятилетий известно, что уменьшение числа потребляемых калорий способно продлевать жизнь у разных организмов и снижать риск возрастных заболеваний, включая рак. Однако придерживаться низкокалорийной диеты большинству людей сложно. Исследования показали, что сокращение именно белковой составляющей рациона может продлевать жизнь мухам и грызунам даже без снижения общего количества калорий. В недавних клинических испытаниях на людях также зафиксировали, что уменьшение потребления белка помогает снижать вес и объем жировой ткани, а также улучшает показатели сахара в крови натощак, даже в тех случаях, когда участники в целом потребляли больше калорий.
При этом картина не однозначна. Ряд исследований демонстрирует, что повышенное потребление белка при регулярных физических нагрузках может способствовать снижению веса и предотвращать возрастную потерю мышечной массы у пожилых людей. Именно эти данные побудили американские регулирующие органы в этом году скорректировать рекомендации по питанию, повысив рекомендуемую норму белка до 1,2–1,6 грамма на килограмм массы тела (0,5–0,7 грамма на фунт), почти вдвое по сравнению с прежними значениями.
Чтобы разобраться в противоречивых данных, ученые проанализировали десятилетия научных работ о связи ограничения белка и старения. На основе более чем 350 публикаций команда выделила устойчивые механизмы, которые могут объяснять, каким образом низкобелковые диеты улучшают здоровье и способствуют долголетию.
Особое внимание в обзоре уделено гормону FGF21 (fibroblast growth factor 21), уровень которого повышается при снижении потребления белка. FGF21 способен увеличивать расход энергии организмом, улучшать контроль уровня сахара в крови и снижать воспаление. Эксперименты на мышах показали, что животные с более высоким уровнем FGF21 жили дольше, причем положительный эффект был выражен сильнее у самцов. У людей снижение доли белка в рационе также приводит к росту уровня FGF21.
Кроме того, в обзоре выделены отдельные аминокислоты (строительные блоки белка), которые во многом определяют эти эффекты. Речь идет о метионине, изолейцине и валине. Избыток этих аминокислот может запускать биологические процессы, стимулирующие рост, а они, в свою очередь, повышают риски развития ожирения, воспалительных состояний и других возрастных заболеваний.
Важную роль играет и уровень физической активности.Отмечается, что спортсмены нередко потребляют большое количество белка и при этом не сталкиваются с метаболическими нарушениями. Вероятно, регулярные тренировки помогают использовать белок на построение крепких и здоровых мышц и тем самым защищают от негативных эффектов избытка белка в рационе.
По мнению команды, современные рекомендации по потреблению белка стоит персонализировать: учитывать не только возраст, но и уровень физической активности человека. Хотя отдельные группы, например, беременные женщины или некоторые пожилые люди, действительно нуждаются в повышенном количестве белка, для большинства малоподвижных взрослых обогащенные белком продукты могут не давать тех преимуществ для здоровья, на которые рассчитывают потребители.
Опубликовано
Август, 2026
Категория
Наука
Продолжительность чтения
3-4 мин
Источник
Научный журнал Cell Press Blue. Статья: The Hallmarks of Protein and Amino Acid Restriction in Aging and Longevity
Мировая наука о здоровье — на русском языке
Отбираем и переводим лучшие международные публикации. Читайте 3 ключевых материала о долголетии каждую неделю!