Разнообразие растительной пищи может быть полезнее пробиотиков
Исследователи из Королевского колледжа Лондона и проекта ZOE пришли к выводу, что ежедневное употребление широкого спектра растительных продуктов способно сильнее влиять на микробиом кишечника, чем прием стандартного пробиотика. Результаты показывают, что добавка, включающая более 30 разных растений, заметно меняет состав кишечной микрофлоры и улучшает самочувствие участников, и делает это эффективнее, чем капсула с пробиотиком или нейтральный контрольный продукт.
В рандомизированном контролируемом исследовании приняли участие 349 взрослых жителей Великобритании. Участников разделили на три группы. Первая ежедневно получала 30‑граммовую растительную смесь Daily30, в нее входили овощи, фрукты, орехи, семена, травы, специи и грибы. Вторая группа принимала капсулу с одноштаммовым пробиотиком на основе Lactobacillus rhamnosus — хорошо изученного штамма. Третья группа служила контролем, ей давали 28 граммов сухариков, сопоставимых по калорийности с растительной добавкой.
Уже через шесть недель были зафиксированы существенные различия. В группе, принимавшей растительную смесь, увеличилось количество 57 видов полезных бактерий. В группе пробиотика изменения затронули лишь четыре вида, а в контрольной — 14 видов. При этом рост численности бактерий в группе растительной добавки в среднем ассоциировался с благоприятными показателями здоровья, а снижение — с неблагоприятными. В контрольной и пробиотической группах такой четкой связи не обнаружили.
Участники, употреблявшие растительную смесь, отмечали не только улучшение пищеварения, но и другие положительные эффекты:
- 55 % из них сообщили о снижении дискомфорта в желудке,
- 35 % — о менее выраженной тяжести запоров,
- 18 % — об уменьшении изжоги
- 37 % — о снижении метеоризма,
Кроме того, 51 % участников отметили рост уровня энергии, а 45 % — улучшение настроения.
Отдельный эксперимент с подгруппой из 34 участников показал, как растительная смесь влияет на ощущения после еды. Людям давали богатую углеводами пищу, одни получали ее с добавлением Daily30, другие — без. Те, кто употреблял смесь вместе с едой, сообщали о большей сытости (41 %), большей удовлетворенности приемом пищи (22 %) и более высоком уровне энергии (43 %). Особенно заметным оказалось снижение желания есть, так как оно уменьшилось на 71 %, а чувство голода — на 17 %.
По словам профессора Сары Берри, ведущего автора исследования и главного научного сотрудника ZOE, тот факт, что Daily30 изменила сразу 57 отдельных видов бактерий всего за шесть недель, может помочь сформировать подходы к поддержанию здоровья кишечника. Вместо того чтобы вводить изолированные штаммы в виде таблеток, гораздо эффективнее поддерживать уже существующую микрофлору разнообразной растительной пищей.
Эксперты также обратили внимание на разрыв между масштабами индустрии добавок и качеством научных доказательств. По его мнению, потребители слишком долго получали обещания быстрых решений в виде синтетических таблеток и сильно переработанных порошков, тогда как надежные научные данные в этой области долгое время оставались недостаточными, а растительная пища не была так популярна, как БАДы.
Опубликовано
Август, 2026
Обновлено
Категория
Медицина
Продолжительность чтения
2-3 мин
Источник
Научный журнал British Journal of Nutrition. Статья: Does a diverse whole-food plant-based dietary intervention improve gut microbiome composition, gut symptoms, energy and hunger in healthy adults? A randomised controlled trial
Мировая наука о здоровье — на русском языке
Отбираем и переводим лучшие международные публикации. Читайте 3 ключевых материала о долголетии каждую неделю!