Эндокринная система

Подумайте о самых ярких моментах своей жизни. Не правда ли, в памяти всплывают мгновения, когда мы испытывали сильные чувства, –  любовь, радость от победы, всепоглощающую нежность, а, может быть, страх, заставивший окаменеть? Все эти ощущения – подарок от нашей эндокринной системы, ведь чувства  появляются от воздействия гормонов на нервные окончания, мышцы, слезные железы и бабочек в животе. Как устроена эндокринная система, почему мы можем испытывать такой широкий спектр чувств, отчего гормоны порой порабощают нас и как мы можем ими управлять?

Эндокринная система

«Сердце замерло, а затем часто забилось, мышцы одеревенели, затылок похолодел, во рту пересохло, по спине бегут мурашки, на лбу – ледяная испарина».

«Дыхание перехватило, сердце застучало, руки-ноги задрожали, щеки покраснели, по груди и животу разлился жар, глаза заблестели» .

Даже если не называть чувства, для которых свойственны эти проявления, мы все равно догадаемся, что речь идет о страхе и влечении, потому что у большинства здоровых, психически нормальных людей физические выражения чувств, особенно сильных, очень похожи. На этом и основаны эффекты «узнавания себя» в героях книг, фильмов.

Что лежит в основе таких реакций? Многие скажут – нервы. Но на самом деле, нервный импульс – лишь спусковой крючок, активирующий бурю, которой правят гормоны. Деятельность гормональной (эндокринной) и нервной систем тесно переплетена. Поэтому эффекты, которые эти системы совместно оказывают на организм, называют нейро-эндокринной регуляцией.

Гормональная (эндокринная) система имеет четкую иерархию: есть «управляющие» органы, а есть железы-исполнители. Самое высокое место в этой иерархии занимает гипоталамус.

Гипоталамус – император гормональной системы

О гипоталамусе часто говорят как об императоре или дирижере гормональной системы. Эта уникальная структура, расположенная в отделе мозга, который называется промежуточным, сочетает в себе свойства нервной ткани и железы. Его клетки так и называются – нейросекреторные, в ответ на приходящий нервный импульс они возбуждаются (подобно клеткам нервной системы) и начинают синтезировать гормоны (как железистые клетки).

Гипоталамус – это огромный компьютер, связанный со всеми структурами  головного и спинного мозга. Сюда приходит информация о состоянии внутренней среды организма (температуре тела, балансе энергии, водном и солевом обмене, артериальном давлении и пр.). А «провода», идущие от органов чувств, оповещают гипоталамус о событиях, происходящих «извне». Именно здесь нервные импульсы «переводятся» на язык гормонов.

Получив информацию, на основании которой требуется корректировка внутренней среды или поведения, гипоталамус «обращается» к своему помощнику – гипофизу.

Гипофиз – исполнительная власть в действии

Гипофиз, в отличие от гипоталамуса, не претендует на роль мозга, а довольствуется званием железы. Правда, не простой, а самой главной. По сути, гипофиз – это проводник, доносящий «решения императора» до желез-исполнителей. В гипоталамусе вырабатывается два типа гормонов – либерины и статины. Первые стимулируют образование гормональных веществ в гипофизе, а вторые – тормозят. По мелким сосудам, которые называются портальной системой гипофиза, они попадают в гипофиз и активируют выработку гормонов, влияющих на организм.

Всего в гипофизе синтезируется около 15 гормонов. Некоторые из них действуют прицельно, на конкретную железу. Например, тиреотропный гормон стимулирует выработку гормонов щитовидной железы, а адренокортикотропный гормон – синтез гормонов надпочечников.

Другие оказывают системное влияние на весь организм. Например, соматотропный гормон гипофиза активирует рост костей у детей и подростков, воздействуя на ростовые участки в трубчатых (длинных) костях, его дефицит – причина карликовости. Также соматотропный гормон – один из главных созидателей организма, он стимулирует синтез белков в соединительной ткани, мышцах, способствуя восстановлению после физических нагрузок, помогает быстрее сжигать жир и пр.

Гипофиз и гипоталамус вместе образуют гипоталамо-гипофизарную систему. Общая масса этих органов едва достигает шести граммов. Тем не менее, это центр управления не только работой нашего тела, но и эмоциями, инстинктивными реакциями, потенциалом долгой жизни и т. д.

Гормоны на периферии

Гормоны, которые синтезирует гипофиз под руководством гипоталамуса, с током крови приносятся к эндокринным железам: щитовидной, вилочковой, поджелудочной, а также яичникам, семенникам, надпочечникам. В ответ на эти «гормональные послания» железы активизируют (или, напротив, блокируют) выработку собственных гормонов, что и вызывает соответствующие физиологические эффекты.

Последовательность передачи гормональных сигналов от гипоталамуса к гипофизу и конечной железе принято называть регуляторной осью. Так, за регуляцию образования гормонов надпочечников (например, адреналина или норадреналина)  отвечает гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось. За выработку гормонов щитовидной железы – гипоталамо-гипофизарно-тиреоидная ось, за синтез половых гормонов – гипоталамо-гипофизарно-гонадная ось.

В то же время некоторые гормоны гипофиза (например, соматотропный гормон) не используют другие железы как рычаги для достижения нужных эффектов, а вызывают необходимые физиологические реакции непосредственно воздействуя на ткани.

Кишечник и сердце в роли желез

Помимо эндокринных клеток, входящих в состав «официальных» желез, существуют клетки с той же функцией – образование гормонов – но рассеянные по всему организму. Ученые насчитали более 60 типов апудоцитов, как называют эндокриноподобные клетки, расположенные в самых разных органах. Клетки, обладающие гормональной активностью, но не являющиеся частью «официальной» эндокринной системы, ученые назвали диффузной (т. е. проникающей повсюду) нейроэндокринной системой.

Самое большое скопление клеток, продуцирующих гормоны, находится в желудочно-кишечном тракте: в желудке, поджелудочной железе, толстом и тонком кишечнике.

Некоторые гормоны, например, гастрин, вырабатываемый железистыми клетками кишечника, занимаются, преимущественно, регуляцией пищеварения. А вот  холецистокинин, синтезирующийся в двенадцатиперстной кишке, влияет и на переваривание пищи, и на поведение человека, предупреждая развитие депрессивных состояний.

Львиная доля серотонина – гормона хорошего настроения – вырабатывается секреторными клетками кишечника (от 60 до 80% всей доли серотонина в организме). А в поджелудочной железе образуется точный аналог соматотропного гормона гипофиза, оказывающий такое же воздействие на обменные процессы.

Гормональное «хобби» есть у почек, вырабатывающих ренин, повышающий артериальное давление, и эритропоэтин, стимулирующий образование клеток крови. Сердце тоже не осталось в стороне от гормональной активности: здесь синтезируется предсердный натрийуретический гормон, заставляющий почки быстрее выводить натрий, а вместе с ним – и воду.

И даже такая инертная, казалось бы, субстанция, как жировая ткань, тоже проявляет гормональную инициативу, вырабатывая лептин. Этот гормон повышает чувствительность клеток к инсулину (гормону поджелудочной железы, облегчающему проникновение глюкозы в клетки). А в больших дозах (при выраженном ожирении) лептин подавляет образование инсулина, что ведет к развитию сахарного диабета II типа.

Эпифиз: железа-загадка

Эпифиз (или шишковидная железа) стоит особняком среди органов эндокринной системы. Его называют железой-загадкой – ведь именно с этим крошечным органом весом менее одного грамма, расположившимся в центре мозга, с древности связывали способности человека к ясновидению. А современные ученые в шутку именуют эпифиз «серым кардиналом». Насколько известно исследователям, эта кроха-железа не подчиняется приказам «гормонального правительства» – гипоталамо-гипофизарной системы – а, напротив, влияет на его деятельность.

Вещества, которые вырабатывает шишковидная железа, блокируют образование в гипофизе и эпифизе гормональных сигналов, активирующих работу половых органов. При нарушениях его работы наступает раннее половое созревание, преждевременное и избыточное появление вторичных половых признаков.

Также известно, что эпифиз, который считается аналогом непарного теменного глаза у некоторых животных, реагирует на свет и регулирует суточные биоритмы. Как показывают исследования, режим сна и бодрствования зависит от гормона мелатонина, который синтезируется в шишковидной железе в ночное время.

Благодаря обособленности эпифиза, его независимости от влияний гипоталамо-гипофизарной системы, ученые относят шишковидную железу к органам диффузной нейроэндокринной системы – так же как гормональные клетки кишечника, почек, сердца и пр.

Почему происходит выброс гормонов: внешние и внутренние воздействия

Каскад гормональных реакций может запускать внешнее воздействие, раздражение нервных окончаний. Например, мы гуляем по лесу и видим медведя (импульс от зрительного анализатора) или не видим, но слышим треск кустов (импульс от слухового анализатора). Мы можем ощутить запах, который мозг связывает с потенциальной опасностью (обонятельный анализатор) или ощутить прикосновение лапы (раздражение тактильных рецепторов).

Импульс от нервных окончаний устремляется в кору головного мозга, а оттуда – в гипоталамус, активируя области, отвечающие за связь с надпочечниками (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось).

Гипоталамус выделяет гормон кортиколиберин, попадающий в гипофиз, который, в свою очередь, синтезирует гормон адренокортикотропин. Последний с током крови доставляется к надпочечникам и активирует выработку гормонов стресса – адреналина и кортизола.

Адреналин разносится с кровью по организму, возбуждая чувствительные к нему нервные окончания, называемые адренорецепторами. Их стимуляция приводит к появлению знакомых всем признаков сильного испуга. Весь этот процесс происходит очень быстро: с момента возбуждения рецепторов (зрительных, слуховых и т. п.) и до появления признаков испуга проходят доли секунды. Этого времени организму достаточно, чтобы при встрече с опасностью мгновенно привести нас в состояние «боевой готовности».

Синтез многих гормонов практически не зависит от внешних воздействий. Например, интенсивность выработки гормонов щитовидной железы (трийодтиронина, тироксина и кальцитонина, влияющих на обмен веществ, рост и развитие тканей) меняется в зависимости от повышения или понижения концентрации этих гормонов в крови.

Если содержание гормонов щитовидной железы в кровяном русле снижается, то гипоталамус получает сигнал о необходимости стимулировать процесс их образования (гипоталамо-гипофизарно-тиреоидная ось). В клетках гипоталамуса синтезируется тиреотропин-рилизинг гормон (ТРГ), побуждающий клетки гипофиза на выработку тиреотропного гормона. Этот гормон попадает в кровь, достигает клеток щитовидной железы и активизирует процессы образования гормонов.

И, напротив, высокое содержание уровня гормонов щитовидной железы в крови «блокирует» образование тиреотропного гормона в гипофизе. И, соответственно, синтез новых гормонов в щитовидной железе замедляется.

Гормональные отпечатки чувств

Почему чувства, которые каждый из нас испытывает в жизни, так похожи? Потому что в основе их возникновения лежат физиологические реакции, вызванные определенным соотношением и концентрацией одних и тех же гормонов. Практически все известные эмоции ученые смогли «разложить на гормоны».

Некоторые ощущения являются результатом действия одного-единственного гормона. Например, страх – это вотчина адреналина. Этот гормон, поступая в кровь из надпочечников, способен одарить нас всеми атрибутами сильного испуга: сердцебиением, холодным потом, повышением мышечного тонуса, дающего возможность сразиться с источником страха… или броситься наутек.

Для возникновения других чувств необходимы целые коктейли из гормонов. Например, любовь – это настоящее «гормональное смузи», состав которого зависит от фазы отношений. На начальном этапе преобладают дофамин, заставляющий добиваться желанного объекта, адреналин, наделяющий влюбленного избытком сил. А вот уровень серотонина – гормона радости – колеблется, заставляя то парить в небесах, то впадать в депрессию. При встречах с объектом страсти (а также при мыслях о нем) происходит выброс тестостерона как у мужчин, так и у женщин: воздействуя на рецепторы, он приводит к появлению признаков сексуального влечения.

Когда на смену страстям в отношения приходит стабильность, в организме повышается концентрация гормона окситоцина, который синтезируется в гипофизе. Воздействуя на мозг, он способствует возникновению чувства привязанности, нежности, доверия.

Как можно воздействовать на образование гормонов?

Тесная связь, существующая между нервной и гормональной системами, лежит в основе как благоприятных эффектов, улучшающих жизнь, так и нередко становится базисом для формирования вредных привычек.

Например, решение заняться спортом для нетренированного человека на начальных этапах может сопровождаться выбросом гормонов стресса. Он представляет себе непривычную обстановку, воображает дискомфорт – такие мысли приводят к образованию гормона кортизола.

В результате учащается сердцебиение, повышается давление – человек уже сейчас переживает весь спектр негативных чувств, которые, как он полагает, ему предстоит пережить в будущем. Такая сцепка между мыслями и гормонами нередко становится препятствием для каких-либо перемен в жизни.

Но, если человек все же преодолевает страх и отправляется на тренировку, справляется с первыми негативными ощущениями, естественными для выхода из привычного режима существования, вскоре его организм начинает получать «гормональные бонусы». Эндорфины, которые вырабатываются при физической нагрузке, улучшают самочувствие, дарят ощущение радости. И вот уже мысли о тренировке приводят не к выбросу гормонов стресса, а образованию эндорфинов, что повышает мотивацию заниматься дальше.

Вот эта способность организма изменять гормональный фон организма не только при встрече с реальными ситуациями, но и при мыслях о них, лежит в основе самопрограммирования. Проблема в том, что организм привыкает к состоянию, в котором он находится большую часть времени, даже если это состояние негативное.

Так, в ответ на какую-то ситуацию, вызвавшую чувство обиды, происходит выброс гормонов кортизола, норадреналина, мелатонина. Поступление этих гормонов в кровь вызывает цепочку химических реакций, вызывающих раздражение определенных нервных окончаний. В результате мы ощущаем страх, гнев и печаль, из которых и складывается обида.

Если с ситуацией удалось справиться, гормоны, провоцирующие негативные чувства, перестают вырабатываться. А вот в случае, когда человек не перестает думать об обиде, гормоны продолжают синтезироваться: эндокринная система не чувствует разницы между реальным событием и мыслями о нем.

Когда такие мысли (и соответственно, гормональные реакции) сохраняются изо дня в день, тело привыкает к такому состоянию на химическом уровне. И вот уже чувство обиды (злости, вины и пр.) становится зоной комфорта, а чувство радости и соответствующий ему гормональный фон – выходом за привычные рамки.

Именно такая «негативная биохимия» тела – причина того, что многие правильные начинания, основанные на правильных действиях, не приносят положительных результатов. Поэтому многие практики, направленные на улучшение жизни, в первую очередь включают работу именно с мыслями.

Рекомендуется сначала проживать положительные события на уровне ума, приучая тело к «добрым гормонам» и уже потом совершать действия, подкрепляющие положительный результат и позволяющие формировать позитивную динамику как на биохимическом, так и на физическом уровне.

Опубликовано

Июль, 2024

Продолжительность чтения

Около 3-4 минут

Категория

Эндокринная система

Поделиться

Получите больше информации

Подпишитесь на нашу новостную ленту и получите важные сведения о своем здоровье