Что такое интроекции и как они мешают проживать свою жизнь?

«Плохой фильм, не стоит его смотреть», – советует друг. Но мы помним, что наши вкусы не всегда совпадают. Поэтому садимся перед экраном, чтобы составить собственное мнение о фильме. Мы идем в магазин и выбираем полюбившиеся нам продукты, готовим блюда, которые пришлись нам по вкусу, предпочитаем книги авторов, чьи произведения нас ранее впечатлили. В большинстве случаев наш выбор основывается на нашем личном опыте. Однако в ключевых аспектах своей жизни мы зачастую руководствуемся убеждениями, которые никогда не проверяли на практике – и даже не осознаем этого. 

Что такое интроекции и как они мешают проживать свою жизнь?

«Старость – не радость», – бормочет старушка, с трудом передвигаясь по квартире. И у внучки, которая изо дня в день слышит эти слова, возникает представление, что от пожилого возраста не приходится ждать ничего хорошего. «Разве может у честного человека быть столько денег!», – хмурится отец при просмотре очередной передачи по телевизору. В результате у сына формируется твердое убеждение: честный труд никогда не приведет его к благосостоянию. «Все мужчины – обманщики», – вздыхает мать, вкладывая эту установку в голову дочери.

Таким образом, у маленькой девочки, которая никогда не переживала опыт старения, у молодого человека, еще не пытавшегося зарабатывать себе на жизнь, у юной девушки, не вступавшей в отношения с мужчинами, формируются представления обо всех этих сферах. Представления, в основе которых лежит чей-то чужой опыт.

Что такое интроекция?

Слово «интроекция»  представляет собой сочетание двух латинских слов: intro — внутрь и iacio — бросаю, кладу. Термин «интроекция» был предложен венгерским психоаналитиком Шандором Ференци, сторонником учения Зигмунда Фрейда. В 1909 году в журнале «Ежегодник психоаналитических исследований» была опубликована его статья «Интроекция и перенос», а годом позже эта работа была выпущена в виде отдельного издания.

Под интроекцией Ференци понимал процесс включения («вбрасывания») в собственную психологическую структуру свой внутренний мир интроектов – ценностей, мотивов, стандартов, убеждений других людей. Психоаналитик рассматривал интроекцию как механизм бессознательной психологической защиты: чужие убеждения представляют угрозу, а включение их в собственный мир позволяет устранить эту угрозу и избежать конфликта. Иначе говоря, интроекция – это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критического осмысления, без попыток адаптировать их и сделать своими собственными.

Первыми интроектами, с которыми сталкивается человек, являются родительские наставления: с первых месяцев жизни ребенку рассказывают о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Зигмунд Фрейд видел в интроекции не только защитный механизм психики, но и процесс нормального формирования личности ребенка. В таком случае интроекты рассматриваются как своего рода «ключи от социума», позволяющие вести себя в рамках культурных и этических норм данного общества.

Почему интроекция блокирует развитие личности?

Психотерапевты и психоаналитики Фриц и Лора (Лаура) Перлз – супружеская пара, разработавшая метод гештальт-терапии – указывали, что интроекция схожа с питанием грудного младенца, чей организм способен воспринимать лишь продукты, уже усвоенные и переработанные организмом матери. По мере того как у ребенка появляются зубы, он начинает самостоятельно перерабатывать и усваивать пищу, а также получает право отвергать ее или принимать. Этот процесс активной переработки пищи – ассимиляция – противопоставляется интроекции, при которой есть право лишь «глотать» уже переработанное другим человеком.

– Фрейд сказал, что развитие происходит посредством интроекции, – поясняла Лора Перлз в интервью в 1982 году. –  Но если оно остается интроецированием и не идет дальше, тогда оно становится блоком.

С точки зрения гештальт-терапии, самым важным для развития является проживание собственного опыта. Подобно тому, как подросший ребенок пробует различную пищу, отвергая одни продукты и «перерабатывая» и усваивая другие, каждый человек должен самостоятельно проживать – «пробовать» различные ситуации и формировать собственные убеждения.

В отличие от классического психоанализа, где считается полезным «вводить» во внутренний мир пациента «здоровые» интерпретации психоаналитика, в гештальт-терапии человек должен «пробовать» лишь собственный опыт, осознавать его и далее либо принимать, либо отвергать. Таким образом, личностный рост происходит не из-за «поглощения» мнений и установок других людей, а благодаря постепенному усвоению и осознанию собственного опыта.

Как интроекции заставляют нас проживать чужую жизнь?

В вышеуказанном интервью Лора Перлз, говоря о негативных последствиях интроецирования, сообщает, что, если человек не переходит от усвоения чужих установок к получению и осмыслению собственного опыта, интроекция становится идентификацией. Под идентификацией подразумевается процесс отождествления с другой личностью, уподобления себя другому человеку. В отличие от подражания – сознательного перенятия каких-либо черт и особенностей поведения авторитетной личности – при идентификации человек как бы сам становится другой личностью, причем не осознавая этого. То есть сначала происходит интроецирование – усвоение убеждений, исходящих от некоего авторитета, а затем (если не происходит осознание чужеродного характера этих убеждений и формирование собственных на основе полученного опыта) происходит идентификация с источником интроекций.

Например, мальчик с раннего возраста слышит от отца, что все решения в семье должен принимать только мужчина, а место женщины – на кухне. Эти убеждения являются интроектами, которые ребенок усваивает и включает в свой мир как собственные. Если по мере взросления мальчик не осознает, что источником этих убеждений является другой человек, и будет продолжать мыслить и поступать в соответствии с родительскими интроекциями, он будет отождествлять себя с отцом, видеть себя авторитарным главой семейства, вести в соответствии с этими представлениями и ожидать от окружающих соответствующей реакции.

Процессы интроецирования и идентификации происходят не только в рамках семьи, но и на уровне социума. Многие господствующие в обществе убеждения являются интроектами, которые человек «впитывает» с раннего возраста и далее руководствуется ими на протяжении всей жизни. Благодаря социальным интроектам человек отождествляет себя с неким кругом людей, среди которых проходит его жизнь, чувствует себя «как все», «не хуже других». Такие социальные интроекты могут касаться практически всех сфер жизни: куда стоит идти учиться, где работать, какого партнера выбирать для жизни, как относиться к деньгам.

Чужие неосознаваемые убеждения влияют даже на такие важнейшие аспекты, как отношение к здоровью, старению, продолжительности жизни. Если человек с детства слышит, что в сорок (пятьдесят, шестьдесят) лет жизнь заканчивается и нет никаких оптимистических перспектив, что старость – это немощь, болезни и одиночество, что продолжительность жизни в лучшем случае составляет 70-80 лет, это становится его образом мышления и лежит в основе его отношения к зрелому возрасту. По сути, именно интроектами, а не убеждениями, основанными на собственном опыте, оказывается вымощена дорога жизни многих людей.

Как распознать мешающие интроекции?

В раннем детстве интроекция необходима для социализации, установления контактов с другими членами общества, усвоения ценностей, господствующих в окружении ребенка. Однако по мере взросления очень важно понять, какие из убеждений, которыми человек руководствуется в жизни, являются именно интроектами. И далее либо осознанно принять их как собственные, либо отвергнуть. Для того, чтобы выявить интроекты, необходимо задуматься, какие убеждения лежат в основе наших действий.  Как правило, обнаружить такие установки можно по словам «все», «всегда», «никто», «должен» и т. п. Например, «все пьют по утрам кофе», «все мужчины любят футбол», «каждая настоящая женщина должна быть идеальной хозяйкой».

Кроме того, следует обратить внимание на пословицы, которые мы часто вспоминаем. Например, у человека появляется желание переехать в другой город или даже поменять страну. Но на ум ему приходят знакомые выражения, услышанные от бабушки: «где родился, там и пригодился», «глупа та птица, которой гнездо свое немило», «за морем – тепло, зато у нас – светло» – и он подавляет свой порыв, заставляя себя смириться с привычной жизнью.

В ответ на желание сменить работу на более денежную, начать свое дело на ум может прийти целый ворох пословиц: «богатый совести не купит, а свою погубит», «богатому не спится: богатый вора боится», «не жили богато, нечего и начинать». Эти перлы народной мудрости часто обладают непререкаемым авторитетом для людей: кажется, что за ними стоят предки, которые «лучше знали, как жить». На самом деле такие утверждения – это интроекты, которые передаются из поколения в поколение, ограничивая людей в приобретении убеждений, основанных на собственном опыте. Опознавание интроектов позволяет понять их чужеродности и начать делать шаги к приобретению собственного опыта и собственных жизненных принципов.

Как убеждения, проходящие на смену интроектам, могут изменить жизнь?

На смену разрушительным или тормозящим развитие интроектам должны приходить эффективные убеждения, которые рождаются из собственного опыта или усваиваются сознательно на основании опыта авторитетов в той или иной области. Так, если человек хочет изменить свое отношение к старению, ему необходимо осознать семейные и социальные интроекты, касающиеся зрелого возраста, и найти альтернативные убеждения. Их можно получить при ознакомлении с информацией о долгожителях, о научных открытиях, касающихся продления жизни. Влияние распространенных в социуме убеждений о долготе жизни можно изучить на примере жителей Окинавских островов: значительная часть населения здесь доживает до 100-летнего юбилея, при этом местные жители считают такое явление нормой.

В то же время важную роль в формировании альтернатив тормозящим интроектам игают новые бессознательные убеждения. В книге «Биология веры: как сила убеждений может изменить ваше тело и разум» американский биолог Брюс Липтон рассказывает об эксперименте, показывающем, как убеждения о старении влияют на психику и физиологию людей.

Исследование проводилось учеными Йоркского университета и Университета Беркли. Участников разделили на четыре группы, первая из которых испытала не себе неявное воздействие позитивных убеждений о старении: ежедневно в течение пятнадцати минут они неосознанно наблюдали на экране компьютера слова «старый» и «старший» в связке с такими словами, как «мудрый», «креативный», «проворный», «пригодный» и проч. Вторая группа осознанно работала с позитивными убеждениями о старении: они писали эссе о позитивных и проворных пожилых людях. Третья группа одновременно подвергалась воздействию неосознаваемых убеждений и проходила через осознанную работу с ними.  Четвертую (контрольную) группу не подвергали какому-либо воздействию.

Выяснилось, что наилучший эффект принесли неявные убеждения: у членов группы, ощущавших их воздействие, за время эксперимента не только сформировалось позитивное отношение к возрасту, но и улучшились физические показатели: участники стали более ловкими, энергичными, подвижными. Также позитивные сдвиги коснулись и самочувствия испытуемых: у них уменьшились проявления возрастных болезней.

В то же время у участников, работавших с убеждениями осознанно, таких выраженных положительных тенденций не наблюдалось. По мнению экспертов, это связано с тем, что для проработки некоторых негативных убеждений, глубоко внедренных в нашу культуру (а именно таким убеждением является представление о старости как о времени немощи и болезней), важно использовать методы, позволяющие новым убеждениям обходить «сознательный контроль». Такие методы используются при работе VSH25 по преодолению негативных установок, в том числе касающихся старения, возможной продолжительности жизни.

Заключение

Когда люди говорят о «судьбе», «предопределенности», они сами того не понимая подразумевают жизнь, которой руководят неосознаваемые убеждения, усвоенные еще во младенчестве. Интроекты, передаваемые из поколения в поколения, формируют колею, ограничивающую наши возможности, лишающую выбора. Осознание таких убеждений, их проработка и замена на те, которые мы выбираем сами – необходимый шаг к созданию собственной судьбы и обретению свободы выбора.

Опубликовано

Июль, 2024

Продолжительность чтения

Около 3-4 минут

Категория

Социальная психология

Поделиться

Получите больше информации

Подпишитесь на нашу новостную ленту и получите важные сведения о своем здоровье