Социальная психология

Какой вы видите свою старость? Интересным и активным этапом жизни, полным новых возможностей? Или печальным финальным аккордом, сулящим лишь болезни и интеллектуальное угасание? А сколько вы планируете прожить: кое-как дотянуть лямку средней продолжительности жизни или легко перешагнуть порог столетия? Ответить на эти вопросы очень важно: именно мы программируем свой организм на тот или иной вариант развития событий. Также стоит спросить себя: а какую роль играет в этом социум? Почему он навязывает людям удобные ему варианты «нормы» и табуирует информацию, касающуюся нашей прямой выгоды — здоровой старости и долгой активной жизни?

Социальная психология

“В 70 лет ты еще ребенок, в 80 — молодой человек, а если в 90 кто-то с неба придет к тебе с приглашением, скажи: «Подожди, пока мне не исполнится 100»”. Эта присказка чрезвычайно популярна на Окинаве: для здешних жителей преодоление столетнего порога – обычное дело. Попытки ученых «свалить ответственность» за долгую жизнь островитян только на их рацион не удались: похожей диеты придерживаются и жители других регионов Японии, которые, однако, редко отмечают вековой юбилей. Так, возможно, дело именно в том, что доживать до ста лет для окинавцев — это норма, в то время как большинство людей считают себя обреченными состариться и умереть к 70-80 годам? Могут ли влиять распространенные в конкретном социуме установки на состояние здоровья и продолжительность жизни?

Как социум воздействует на нашу личность?

Поведение человека в огромной степени определяется культурными нормами общества, в котором он живет. На протяжении всей жизни именно законы, сформированные социумом, определяют, что правильно, а что нет. В одной культуре считается нормой каннибализм, многоженство, уничтожение слабых, в то время как в другой все это неприемлемо. Необходимость социального одобрения, стремление получить оценку «правильный», «хороший», «успешный» оказывают огромное влияние на мысли и поступки каждого члена. Ощущение социального успеха — важное условие удовлетворенности жизнью, а вот чувство отверженности, неприятия обществом приводит к депрессиям и разочарованиям.

Однако большинство из нас не отдает себе отчета в том, насколько наши решения обусловлены социальным влиянием. Хотя именно под их воздействием мы выбираем во что одеваться, что есть на завтрак, куда отправиться в отпуск и даже принимаем такие ключевые решения, как выбор профессии, друзей и спутника жизни. Изучением этих механизмов занимается социальная психология. Ее задача — обнаружение всего многообразия связей, соединяющих каждого человека с другими членами социума. Представители этой дисциплины анализируют как воздействие общественного мнения на конкретного человека, так и формирование глобальных стереотипов, влияющих на представителей той или иной культуры в целом. Несмотря на многогранность влияния общества на наши мысли и поведение, есть аспекты, ключевые для нашей жизни. В их числе — воздействие социума на наши представления о том, может ли старость быть здоровой и продуктивной и какова максимальная продолжительность жизни человека.

Кто принимает решения?

За кажущейся рациональностью поведения (все мы постфактум можем объяснить, почему мы совершили тот или иной поступок) часто скрываются мотивы и убеждения, которые человек даже не осознает. Почти полвека назад нейробиолог Бенджамин Либет установил: участки мозга, ответственные за принятие некоторых решений, активируются еще до того, как человек осознал факт принятия решения. Эти эксперименты, поставившие под сомнение сам факт наличия свободы воли у человека, показали, что многие решения мозг принимает, «не советуясь» с сознанием.

Но на что же «опирается» наш мозг при принятии решений? Во-первых, на наш собственный предыдущий опыт: именно поэтому мы часто не можем выйти из замкнутого круга и повторяем одни и те же действия снова и снова. А, во-вторых, это убеждения, которые пришли к нам из социума: через их призму мы смотрим как на окружающий мир, так и на самих себя.

Старость — тяжелое время: самоисполняющееся пророчество

Когда у нас (в том числе и под воздействием превалирующих в социуме мнений) возникает какое-либо убеждение, например, о том, что старость всегда сопровождается болезнями, мы начинаем вести себя так, чтобы подтвердить это убеждение. В результате наши представления постепенно превращаются в непреложные факты. Этот эффект, описанный американским социологом Робертом К. Мертоном, называется самоисполняющимся или самореализующимся пророчеством. Идея самоисполняющегося пророчества была развита Мертоном из ставшей классической в социологии теоремы Томаса, которая гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям».

По словам Мертона, на начальном этапе мы имеем дело с «ложным определением ситуации», которое провоцирует определенное поведение, в результате чего исходно ложное представление становится истинным. Как работает этот механизм, когда речь идет о старении? Ученые из университета Эрлангена-Нюрнберга в течение шести месяцев наблюдали за пожилыми людьми (65 лет и старше), часть из которых воспринимала старение положительно, как новый этап жизни, а часть — в негативном ключе.

Оказалось, что люди, относящиеся к старению оптимистично, реже болеют, а в случае развития болезни у них оперативно «включаются» резервы, позволяющие быстрее выздоравливать и возвращаться к обычной жизни. Также позитивно настроенные участники, в целом, вели здоровый образ жизни, так как были уверены в его пользе. У тех, кто воспринимал старение в негативном ключе, при встрече с болезнью плохо «срабатывали» компенсаторные механизмы, они медленнее выздоравливали.

Похожие результаты были получены в другом исследовании: ученые из Йельского университета в течение 23 лет наблюдали за группой из 600 пожилых людей (50-87 лет на момент начала исследования) с целью определить, как влияют установки, касающиеся старения, на риск смерти от болезней органов дыхания. Оказалось, что пожилые люди, воспринимавшие старение положительно, гораздо реже болели респираторными инфекциями и умирали от них, чем носители негативных установок.

Что влияет на восприятие старения?

У каждого человека есть свой образ старости, который он и воплощает в жизнь по принципу самоосуществляющегося пророчества. Так отчего же зависит, будем ли мы воспринимать старение как тяжелое время с неизбежными болезнями и унылым финалом или как новый этап полноценной жизни, открывающий новые возможности? На восприятие старения влияют многие факторы, например, личный опыт. Так, если в семье были долгожители, которые до конца жизни сохраняли здоровье и активность, создать положительный образ старения проще, чем в ситуациях, когда есть опыт наблюдения за пожилыми людьми, страдающими от болезней и рано ушедшими из жизни.

Но кроме личного опыта большую роль в восприятии старения играет социокультурный контекст — то, какой образ старения сформирован в конкретной культуре. Отношение к старению в нашем обществе во многом обусловлено появлением такой области медицины, как геронтология — она прицельно занимается изучением причин и поиском стратегий лечения болезней, которые появляются с возрастом. Однако геронтология внесла свою лепту и в негативный аспект восприятия старения, приведя к «биомедикализации» этого явления.

Геронтологи фокусируют внимание на описании нарушений и болезней, возникающих в процессе старения, а не на потенциале организма, позволяющем эти проблемы предупреждать и преодолевать. В результате зрелый возраст начинает трактоваться не с позиций возможностей, а через определение степени нездоровья. Как следствие, пожилой человек в лучшем случае воспринимается (медициной, обществом, а постепенно и собственным сознанием) как «вероятностный больной» — если проявлений болезней и нет, то они обязательно наступят.

Таким образом, в современном обществе ставится знак равенства между пожилым возрастом (старостью) и болезнями. Это заставляет людей воспринимать старение как негативное состояние, которое самым нежелательным образом сказывается на качестве жизни человека — его физическом самочувствии и социальной роли.

Страх смерти: иллюзии вместо мотивации

Существует проблема, с которой отказывается работать сознание человека и которую, по сути, игнорирует научный мир. Речь идет о неизбежности смерти. Каждый из нас знает, что смертен, но лишь теоретически, без настоящего осознания. Большинство людей так сильно старается избегать мыслей о смерти, что в конце концов это становится главной движущей силой жизни.

Антрополог Эрнест Беккер в книге «Отрицание смерти» (Пулитцеровская премия в номинации «Публицистика» в 1974 г.) выдвигает версию, что отрицание смерти является базовым механизмом функционирования как отдельного человека, так и социальных институтов, и лежит в основе создания как личных, так и общественных «проектов бессмертия».

Американский психиатр Роберт Джей Лифтон в книге «Разорванная связь: о смерти и непрерывности жизни» описал пять способов, при помощи которых человек пытается достигать символического бессмертия:

  • Биологический — создание бесконечной цепочки биологической связи через рождение детей;
  • Теологический — вера в жизнь после смерти, продолжение жизни на ином плане бытия;
  • Творческий — человек продолжает жить в своих творениях, сохраняя возможность воздействовать на личности других людей даже после смерти;
  • Участие в круговороте энергии в природе — мы не уходим в никуда, потому что наши тела служат источником энергии для других живых существ;
  • Путь «потери себя» — интенсивное переживание текущего момента, сопровождающегося потерей ощущения времени, чувство «вечного пребывания в здесь и сейчас».

Крушение «проектов бессмертия» в личностном плане приводит к депрессиям, кризисам, ощущению утраты смысла жизни. Таким образом, хотя избегание мыслей о смерти и создание психозащиты в виде той или иной иллюзии бессмертия помогают не впадать в депрессию и поддерживать психическое здоровье, это не способствует настоящему решению проблемы. Потому что благодаря этим иллюзиям человек отказывается от ответственности за свою жизнь на физическом плане, не уделяя должного внимания коррекции образа жизни и отказа от привычек, ведущих к ее укорочению.

Почему ученые не ведут борьбу со старостью, а ищут средства от болезней?

На сегодняшний день в фокусе ученых — поиск средств от болезней, и в неизмеримо меньшей степени — работа над способами реального увеличения продолжительности жизни, замедления темпов старения. Ни глобальные общественные организации, включая ВОЗ (Всемирную организацию здравоохранения) и ООН, ни фармацевтические магнаты, спонсирующие исследования, не ставят перед собой задачу бороться со старением. И тем более — не ищут способов радикального продления жизни с сохранением максимальной продуктивности.

Одна из важнейших причин — эксплуатация страха смерти для создания социальных «проектов бессмертия», специфических для каждой культуры, — это и религии, и концепция героизма, помогающая человеку чувствовать себя частью некоего сакрального процесса, «вечного движения», в котором смерть тела не играет значимой роли. Например, в советское время люди чувствовали себя частью великого движения, а свою жизнь — вкладом в счастье будущих поколений.

Такие явления, как войны, геноцид, национализм, обусловлены конфликтами между различными «проектами бессмертия»: само существование чужой системы (религии, идеологии и пр.), декларирующей свои «условия вечной жизни», ставит под сомнение «наше бессмертие», разрушает «героическую картину мира», а значит должно быть уничтожено.

Таким образом, культурные и религиозные «проекты бессмертия» — это своего рода «социальный клей», скрепляющий различные общественные институты. Неудивительно, что последние не заинтересованы в развенчании иллюзий и превращении страха смерти в движущую силу науки и медицины.

Выводы: взять ответственность за здоровье и бессмертие

Наше видение собственной старости и отношение к смерти — это сумма личного опыта и множества социальных установок, по большей части даже не осознаваемых. Все они «принимаются в расчет» мозгом при конструировании личной картины мира, при формировании установок, часто превращающихся в самореализующиеся пророчества. Поэтому так важно «отслеживать» эти установки и паттерны, лежащие в основе их формирования, — как личные, так и социальные.

Только осознанное отношение позволит не идти на поводу у общества, внушающего, что старение неизбежно сопровождается болезнями, а значимое продление жизни и, тем более, физическое бессмертие невозможно. Наоборот, стоит целенаправленно работать над своими убеждениями, вдохновляться примерами долгожителей (например, жителей Окинавы), изучать информацию, позволяющую понимать, насколько мощными ресурсами снабдила природа наше тело.

Так, доказано, что наше сердце рассчитано на 150 лет жизни. Также в последнее время появляются исследования, подтверждающие значимость эпигенетических («надгенетических») механизмов, таких как питание, спорт, образ мыслей в реализации информации, зашифрованной в ДНК, на физическом уровне. По мере того как человек «загружает» такую информацию в свое сознание, мозг берет ее на вооружение и создает новый «сценарий» самоисполняющегося пророчества, включая долгую жизнь и здоровую, продуктивную зрелость.

Очень важно избавиться от сценариев «бессмертия» — личных и обусловленных социумом. Подпитывая иллюзии, мы отказываемся от мощной мотивации, которой может стать осознание своей смертности. Как пишет американский психотерапевт Ирвин Ялом в книге «Экзистенциальная психотерапия»: «…Жизнь и смерть взаимозависимы: физически смерть уничтожает нас, но идея смерти спасает нас. Сознание смерти обостряет чувство жизни и радикально меняет взгляд на нее; оно дает нам толчок к переходу из модуса существования, основанного на отвлечениях, успокоениях и мелких тревогах, в более подлинный».

Опубликовано

Июль, 2024

Продолжительность чтения

Около 3-4 минут

Категория

Социальная психология

Поделиться

Получите больше информации

Подпишитесь на нашу новостную ленту и получите важные сведения о своем здоровье